Локальная терапия цервикобрахиалгий

М. В. Путилина, Т. В. Казакова

Болевые синдромы в структуре неврологических заболеваний занимают ведущее место. По данным ряда исследователей, от 7 до 64% населения эпизодически испытывают боль, а от 7,6 до 45% страдают рецидивирующей или хронической болью [1].

В практике врача-невролога 85% дорсалгий (болей в области позвоночника) представлены рефлекторными мышечно-тоническими синдромами [4]. Они обусловлены активным вовлечением мышечного компонента в ответ на болевую импульсацию [2]. В то же время сам мышечный спазм приводит к усиленной стимуляции ноцицепторов мышцы. При этом в мышце развивается локальная ишемия с последующим выбросом в ткани медиаторов воспаления [5]. Медиаторы воспаления повышают чувствительность ноцицепторов, увеличение потока которых, в свою очередь, усиливает активность мотонейронов передних рогов и способствует спазму мышцы [10]. Таким образом, формируется некий «порочный круг». Кроме прямого возбуждающего действия на мембраны рецепторов, имеется непрямой механизм, связанный с нарушением локальной микроциркуляции. В спазмированных мышцах меняется перфузия, возникает гипоксия. Продолжающийся выброс медиаторов воспаления вызывает патологическую импульсацию с развитием «вторичной» гипералгезии и включением невропатических механизмов боли, способствующих хронизации процесса [6, 7].

Цервикобрахиалгии (боли в шее и плече) наиболее часто встречаются у пациентов молодого и среднего возраста, являясь одной из основных причин потери трудоспособности, снижения эффективности труда и качества жизни [3]. Терапия болевых синдромов у таких пациентов предусматривает определение и устранение источника или причины, вызывающей боль, определение степени вовлечения различных отделов нервной системы в формировании болевого ощущения и, наконец, подавление самой боли [9]. В качестве отдельного аспекта в рамках терапии цервикобрахиалгий следует упомянуть недостаточно активное применение локальной терапии, направленной на прекращение ноцицептивной импульсации с места патологического процесса и препятствующей последующей хронизации.

Схемы лечения пациентов с болевыми синдромами традиционно включают нестероидные противовоспалительные препараты, миорелаксанты, антиконвульсанты и антидепрессанты. Однако все указанные препараты должны назначаться с учетом сопутствующей патологии, имеют «жесткие» сроки применения, обладают рядом побочных эффектов и противопоказаний [5]. Оптимальным средством воздействия на периферический источник боли — как первичный, так и рефлекторный — являются мазевые и гелевые формы лекарственных средств, обладающих противовоспалительным и миорелаксирующим эффектами. Помимо целенаправленности действия эти формы локальной терапии позволяют уменьшить потребность в назначаемых лекарственных препаратах. При локальном накожном назначении осуществляется воздействие на патогенетические механизмы болевого синдрома, разрывается «порочный круг»: боль– мышечный спазм–боль.

Одним из новых препаратов этого направления является гель релаксирующий для тела «Формула движения». Основные активные вещества этого препарата представлены растительными экстрактами и продуктами жизнедеятельности пчел (прополис и пчелиный яд).

В гель релаксирующий для тела «Формула движения» включены следующие компоненты:

  • экстракт арники — противовоспалительное и рассасывающее средство, которое при наружном применении облегчает боль и снимает отечность, оказывая успокаивающее действие при перенапряжении и растяжении мышц;
  • экстракт винограда — способствует усилению обменных процессов и регенерации тканей, обладает высокой биологической активностью, содержит природные антиоксиданты;
  • экстракт облепихи — обладает уникальными противовоспалительными, ранозаживляющими, регенерирующими свойствами;
  • экстракт череды — обладает ранозаживляющим, тонизирующим, противовоспалительным, антисептическим действием;
  • экстракт календулы — обладает регенерирующим, иммуностимулирующим, противоотечным, рассасывающим, бактерицидным действием;
  • экстракт грецкого ореха — обладает бактерицидным, противовоспалительным и восстанавливающим действием;
  • прополис — способствует восстановлению эластичности и упругости соединительной ткани, регенерации хрящевых волокон и межсуставных поверхностей;
  • экстракт сирени — обладает противовоспалительным, антимикробным, обезболивающим и успокаивающим действием;
  • комплексный экстракт бурых водорослей, цикория и солей магния — стимулирует обмен веществ и микроциркуляцию в тканях, обеспечивая регенерацию эпидермального матрикса.

Производителями компонентов, входящих в состав препарата, являются не только российские компании, но и такие, как Cognis (Германия), DC (Бельгия), Bayer (Германия), Admiral Nature (Германия), Kahl (Германия), Basf (Германия), LCW (Франция).

Уникальная комбинация экстрактов растений, обладающая комплексом целебных свойств, обеспечивает целый ряд необходимых терапевтических эффектов. Для сохранения биологической активности веществ гель разделен на две фракции — водную и масляную. Масляная фракция, проникая через кожу глубоко в ткани, доставляет и водную часть геля к болезненным участкам мышц и связок. Вследствие этого обе фракции действуют с максимальной эффективностью: улучшаются метаболические процессы в тканях, что приводит к устранению признаков воспаления. Отличительной способностью геля является не только способность легко проникать через кожу, но и ускорять биоэнергетические процессы в спазмированной мышце и окружающих тканях. Таким образом, препарат обеспечивает противовоспалительное, антиэкссудативное, анальгетическое и регенерирующее действие, восстанавливая нарушенные функции мышечно-связочного аппарата.

Целью настоящего исследования явилось изучение клинической эффективности препарата гель релаксирующий для тела «Формула движения» у больных с обострениями хронической вертеброгенной цервикобрахиалгии.

Под наблюдением находились 60 пациентов с вертеброгенной цервикобрахиалгией в возрасте от 20 до 65 лет (средний возраст 45,1 ± 1,3 года). Диагноз «дорсопатия шейного отдела позвоночного столба» был верифицирован по данным рентгенографии, у 10% пациентов имелись протрузии межпозвоночных дисков. У всех пациентов отмечалось хроническое рецидивирующее или персистирующее течение заболевания с давностью обострения не более 1 мес. Выраженность болевого синдрома варьировала от умеренной (60%) до выраженной (40%). В исследование не включались пациенты со следующими патологиями:

  • опухолевое, инфекционно-воспалительное или иные заболевания позвоночника, требующее специального лечения;
  • выраженная деформация позвоночника;
  • сопутствующие неврологические заболевания (хроническая или острая ишемия мозга, гипертоническая энцефалопатия, черепно-мозговые травмы, демиелинизирующие заболевания);
  • психиатрические заболевания;
  • тяжелые заболевания печени, сердечно-сосудистой системы, легких или почек, декомпенсированный сахарный диабет.

У всех пациентов для исключения стеноза сонных артерий до и после лечения была проведена ультразвуковая допплерография магистральных артерий головы (УЗДГ МАГ). Все больные были разделены на две группы, сопоставимые по всем показателям. Первую группу составили 30 больных, которым было проведено лечение гелем 2 раза в день в течение 5 дней; вторую группу — 30 больных, у которых проводилась лечебная физкультура (ЛФК) 1 раз в день в течение 10 дней без медикаментозной терапии.

Для оценки эффективности лечения использовались следующие критерии [5].

1. Шкала общего клинического впечатления, предусматривающая следующие градации:

  • –1 балл — ухудшение;
  • 0 баллов — отсутствие эффекта;
  • 1 балл — незначительно выраженный эффект;
  • 2 балла — умеренный эффект;
  • 3 балла — значительный эффект.

2. Шкала оценки состояния при боли в спине, построенная по принципу визуальной аналоговой шкалы и предусматривающая оценку больным следующих пунктов:

  • спонтанная боль в шее;
  • спонтанная боль в плече или руке;
  • боли при движении в плече или руке;
  • ограничение движений при поворотах головы в стороны;
  • ограничение движений при наклоне и разгибании головы.

Больной должен оценить выраженность каждого из этих симптомов, отметив ее точкой на отрезке в 100 мм, при этом «0» на одном конце этого отрезка будет соответствовать отсутствию нарушений, а противоположный конец — максимально возможной выраженности симптома. Общая оценка по этой шкале определяется суммированием длины 10 отрезков (в мм) и может колебаться от 0 до 1000.

3. Шкала оценки вертебрального и плечелопаточного синдромов. Шкала предусматривает оценку по 4-балльной системе (от 0 до 3) 10 показателей:

  • угла сгибания шейного отдела;
  • угла разгибания шейного отдела;
  • угла бокового наклона шеи вправо;
  • угла бокового наклона шеи влево;
  • угла поворота головы вправо;
  • угла поворота головы влево;
  • угла движений в плечевом суставе в сагиттальной плоскости;
  • угла движений в плечевом суставе во фронтальной плоскости;
  • возможность заведения руки за спину;
  • напряжения мышц шеи.

Суммарная оценка может колебаться от 0 до 30 баллов.

4. Оценка качества жизни по шкале EQ-5D. Оценка переносимости препарата определялась на основании субъективных ощущений больного по трем категориям:

  • хорошая — 1 балл;
  • удовлетворительная — 2 балла;
  • плохая — 3 балла.

Результаты исследования

После проведенного лечения все пациенты основной группы, получавшие местную терапию гелем, отмечали улучшение состояния. Шкала общей оценки результатов лечения врачом показала, что умеренный или значительный эффект (2 и 3 балла) на фоне лечения препаратом наблюдался в 90% случаев. В то же время в контрольной группе (получавшей ЛФК) аналогичные показатели составили 30%. Только у одной пациентки после ЛФК регистрировался значительный клинический эффект (3 балла), корреллирующий с выраженным регрессом неврологической симптоматики. При этом случаев ухудшения состояния не зафиксировано в обеих группах.

Анализ шкалы самооценки состояния при боли выявил тенденцию к более значительному уменьшению боли по сравнению с исходным уровнем. Однако во второй группе такие показатели были выше, чем у пациентов, получавших гель релаксирующий для тела «Формула движения» (табл. 1).

Таблица 1. Динамика субъективных проявлений цервикобрахиалгий по шкале самооценки

Следует отметить, что лечебный эффект препарата отмечался уже на 2-й день применения, в то время как лечебная физкультура давала облегчение пациентам после 6–10 дней занятий. Через 5 дней местной терапии выраженность объективной симптоматики так же была неравнозначной. У больных с клиническими признаками рефлекторно-мышечного синдрома положительная динамика была более отчетлива, в то же время у пациентов с протрузией дисков клинический эффект локальной терапии появлялся позже и был несколько ниже. В то же время все объективные показатели оказались выше, чем в контрольной группе (табл. 2).

Таблица 2. Динамика выраженности вертебрального синдрома

Важным компонентом лечения было активное участие пациента, он становился «партнером» терапевтического процесса. Это послужило крайне важным моментом для устранения психоэмоциональной составляющей болевого синдрома. До лечения у всех больных регистрировались проявления соматической тревоги в виде болей в мышцах (70%), шума и звона в ушах (50%), чувства слабости (20%), головокружения, головной боли (76,6%). У 40% пациентов отмечались нарушения сна. Болевые ощущения носили изнуряющий характер. В контрольной группе отмечались редукция и усиление симптомов тревоги сразу после окончания курса ЛФК. После использования геля релаксирующего для тела «Формула движения» описанные проявления исчезли уже на 5–7-й день с момента начала терапии и не возникали в течение 1 мес после лечения. Эту закономерность можно проследить по значениям шкалы оценки качества жизни (табл. 3).

Таблица 3. Динамика оценки качества жизни по шкале EQ-5D

В результате исследования не было выявлено ни одного побочного эффекта или случая непереносимости препарата. Следует отметить, что после применения местной терапии по данным УЗДГ МАГ была определена тенденция к улучшению косвенных показателей мозгового кровотока.

Таким образом, локальную терапию дорсалгий с применением геля релаксирующего для тела «Формула движения» следует признать эффективной; препарат может быть рекомендован для лечения больных с вертеброгенными цервикобрахиалгиями.

Литература
  1. Алексеев В. В. Лечение люмбоишиалгического синдрома//РМЖ. 2003. Т. 11. № 10. С. 602–604.
  2. Белова А. Н. Миофасциальная боль//Неврологический журнал. 2000. Т. 5. № 5. С. 4–7.
  3. Веселовский В. П. Практическая вертеброневрология и мануальная терапия. Рига, 1991. С. 30–145.
  4. Вознесенская Т. Г. Боли в спине и конечностях. Болевые синдромы в неврологической практике/под ред. А. М. Вейна. М.: Медпресс, 1999. С. 217–283.
  5. Левин О. С. Диагностика и лечение неврологических проявлений остеохондроза позвоночника//Consilium medicum. Т. 6. № 8. С. 547–555.
  6. Подчуфарова Е. В. Хронические боли в спине: патогенез, диагностика, лечение//РМЖ. 2003. Т. 11. № 25. С. 1295–1401.
  7. Попелянский Я. Ю., Штульман Д. Р. Болезни нервной системы/под ред. Н. Н. Яхно, Д. Р. Штульмана. М.: Медицина, 2001. С. 293–316.
  8. Попелянский Я. Ю. Ортопедическая неврология (вертеброневрология). М.: Медпресс-информ, 2003.
  9. Штульман Д. Р., Левин О. С. Неврология: справочник практического врача. М.: Медпрес-информ, 2002. С. 70–90.
  10. McCullocb J. A., Transfeldt E. E. Macknab’s Backache. Baltimore. Williams&Wilkins, 1997.

М. В. Путилина, доктор медицинских наук, профессор
Т. В. Казакова
РГМУ, МСЧ № 61, Москва, Одинцово