Штефан Йенч

Софья Владимировна Камзолова

27.05.2005

Компания Эли Лилли была основана в США в 1876 г. В России известна с начала 1990-х гг. своими высококачественными оригинальными препаратами в области эндокринологии, психоневрологии, онкологии, кардиологии. Фирма выпустила на мировой рынок первый сахароснижающий препарат, первый аналог человеческого инсулина, первую пероральную вакцину от тифа, первый антидепрессант, изобрела эритромицин, цефалоспорины, противоопухолевые препараты.

Философия компании Эли Лилли со дня ее основания: «Создавать новое. Отвечать на вопросы, которые прежде оставались без ответа. Предлагать лекарства от болезней, которые ранее были неизлечимыми. Разрабатывать качественные препараты там, где потребности пациента не полностью удовлетворены». 19% всего персонала компании занимаются научными разработками, а в 2003 г. в США компании Эли Лилли было присуждено звание лучшего работодателя для ученых.

Штефан Йенч — глава представительства компании Эли Лилли энд Компани в Москве — родился 28 января 1963 г. в г. Ведель (Германия) в семье инженера и коммерсанта. В Гамбурге получил специальность «Экономика и организация производства», там же в 1987 г. устроился на работу в отдел маркетинга компании Байерсдорф АГ, где и проработал до 1995 г., занимаясь в течение последних 3 лет сердечно-сосудистыми препаратами. С 1996 по 1998 г. занимался маркетингом препаратов компании Эли Лилли в Индианаполисе (США); с 1999 по 2003 г. работал директором представительства той же фирмы в Саудовской Аравии и, наконец, с марта 2003 г. господин Йенч — Генеральный директор представительства Эли Лилли энд Компани в России.

Какие трудности Вы испытывали вначале, когда стали руководить офисом в России, и какие трудности существуют для Вас сегодня?

Прежде всего — совсем другая окружающая среда: не только географически, но и по способу ведения бизнеса.

В России существовали как минимум, три различные системы финансирования. Вначале для меня было трудно охватить все: как работает рынок, как мы должны реагировать. Для меня было сложно знакомиться с людьми, вступать с ними в разговор, понимать, что они от нас хотят и как нам лучше работать с ними. И конечно, нужно было выяснить, какое место занимают наши препараты на рынке, поскольку они особенные: не для «широких масс». К примеру, мы не производим средства для лечения головной боли. Мы выпускаем высоковостребованные препараты, которые должны быть представлены людям правильно. Они достаточно дорого стоят, поэтому нужно обосновывать решение, почему именно они должны занимать первое место. Нужно объяснять, к примеру, почему человек должен тратить 6 долл. в день на препарат, когда существует другой препарат из этой группы за 30 центов. Система здравоохранения сейчас не до конца сформировалась, поэтому сложно объяснять, почему люди должны покупать дорогие и инновационные препараты.

Сегодня главная трудность — реформа здравоохранения, есть некоторые проблемы во взаимодействии. Поскольку наша компания — одна из основных поставщиков инсулина в России, мы являемся активными партнерами в становлении реформы и считаем, что это правильный шаг в развитии здравоохранения.

Что стало для Вас самым большим успехом в России?

Первое: масштабы деятельности фирмы сильно выросли за последние 2–3 года — в два раза, с оборота 50 млн. долл. примерно до 100 млн. Второе: мы выстроили высокоорганизованную, высокопрофессиональную команду, за последние 2 года мы увеличили штат на 150 человек. И что особенно важно, эти люди очень привержены фирме. Мы создали условия для их профессионального роста, проводим тренинги и усовершенствования. Такое сотрудничество —залог уважения, высокого положения и безукоризненности фирмы. И мы пропагандируем в России культуру долгожительства — это наш базис, а также тех участников рынка, которые поддерживают наши принципы.

Поддерживаете ли Вы реформу здравоохранения в отношении повсеместного внедрения врачей общей практики (ВОП)? Многие врачи считают, что это несет угрозу для населения. Как это, по Вашему мнению, отразится на работе фирмы?

Я считаю, что ВОП займут достойное место в России, в Германии и США эта система уже давно существует. И я думаю, что специалисты не пострадают от этого. Мы нуждаемся в ВОП, они очень важны, и если ВОП не сможет помочь, тогда он направит пациента дальше к специалистам в стационар.

Какие черты русского характера Вам импонируют и помогают в работе?

Такие качества, как гостеприимство, открытость, умение дружить. Последнее я очень ценю, так как у меня сейчас много русских друзей и родственников: моя жена из России.

В Германии дружат по-другому?

Это гораздо сложнее, завязать с кем-то дружбу в Германии, особенно на севере страны, так как там люди немного замкнуты и закрыты для окружающих. Теперь у меня много друзей, и я испытываю большую радость, общаясь с ними.

Какие направления в медицине считаются для фирмы Эли Лилли приоритетными, какие из них имеют особенное значение для вашей деятельности в России?

Россия — это приоритетный для нас, очень быстро развивающийся рынок, и из-за его геополитического значения и величины мы вкладываем в него долгосрочные инвестиции. В России мы продвигаем те же препараты, что и во всем мире: Европе, Японии, США. Исторически так сложилось в России, что главное направление здесь для нас —это эндокринология, главным образом диабет, препараты инсулина (хумулин, хумалог) и другие новые эндокринологические препараты. Во всем мире основное направление — психоневрология (зипрекса, прозак, симбалта). Симбалту мы вывели на российский рынок месяц назад. Я думаю, что в России проблема с депрессией до конца не решена, и люди испытывают большую потребность в этом препарате. Итак, первый сектор — эндокринология, второй — психоневрология, затем идет онкология (гемзар), болезни сердечно-сосудистой системы (рео-про), инфекционные болезни.

Где вы производите свои лекарства, есть ли заводы в России?

Наши производственные комплексы находятся в США и Европе. В России мы вкладываем инвестиции в клинические исследования. Эли Лилли проводит в России самое большое количество клинических исследований по сравнению со всеми существующими здесь фирмами. На данный момент в различных исследованиях у нас задействовано более 3 тыс. пациентов.

В планах компании на 2005 г. значилось, что в России появятся 10 новых препаратов Эли Лилли. Какие это препараты?

Десять препаратов запланированы к выводу на мировой рынок в следующие 3–4 года. В России уже появился препарат cимбалта, в следующем году в России появятся: препарат с новым механизмом действия для лечения пациентов с диабетом 2 типа, онкопрепарат для лечения начальной стадии мезотелиального рака и рака легкого, препарат для лечения детей с дефицитом внимания; первое в мире средство для лечения постменопаузального остеопороза — форстео. Затем это будет препарат для лечения диабетической нейропатии и ретинопатии.

Фирма Эли Лилли покрывает 49% всей мировой потребности в инсулине. Как вам это удается?

Мы очень много вкладываем в инновации. Так, например, новые инсулины показали себя намного лучше по сравнению с их предшественниками. Наша фирма заинтересована в том, чтобы принести на рынок препараты первого или высшего класса. Сейчас мы разрабатываем новую ингаляционную форму инсулина.

А пластырные формы инсулина?

Нет, у нас нет пластырей. Многие уже пробовали, но никому еще не удалось достичь хорошего результата.

На каком месте вы находитесь по сравнению с другими иностранными фирмами в России?

В мире мы десятые по обороту, в России находимся между 6 и 12 позициями в зависимости от того, что сравнивают.

Среди производителей инсулина мы на 2-м месте после фирмы Ново Нордиск.

Почему же вы не первые, ведь практически все новейшие разработки в этой области принадлежат вам?

Дело в том, что стратегически самым важным во всем мире считается для нашей компании психоневрология, затем —эндокринология, это в России ей отдано 1-е место. Тем не менее мы очень много вкладываем в направление эндокринологии, и, хотя наши продукты в этом направлении пока не первые, мы очень близки к этому. Как говорится, оборот — это одна сторона, инновации — другая, портфолио — третья, ассортимент эндокринологических продуктов и исследований тоже имеет значение. К примеру, на следующий год мы планируем вывести на рынок ингаляционную форму инсулина.

У вас очень развита исследовательская база. Где вы находите своих ученых? Есть ли у вас ученые из России?

Мы стараемся удовлетворять свои потребности в научных кадрах за счет специалистов, которые там работают. Есть, конечно, исключения, например один русский ученый работает сегодня в Японии.

Что Вы думаете о профессиональном уровне российских врачей?

Очень образованны, прежде всего в области диагностики, и уровень высок не только среди наших служащих, но и вообще среди российского медперсонала. Наша исследовательская база потому так и выросла в России, что мы заинтересованы привлекать к нашим исследованиям высококвалифицированных врачей и ученых, которые обладают знаниями мирового уровня.

Спасибо, очень приятно это слышать. Что это за «Красная книга», которая издавна существует в Вашей фирме?

В этой книге прописаны основные правила поведения для наших сотрудников, за несоблюдение которых мы строго наказываем. Это как раз те принципы, о которых я говорил выше: уважение к людям, безукоризненность и стремление к высшим стандартам. Мы стараемся привить их нашим сотрудникам как культуру компании, создавая рамки для общих моральных ценностей. В книге также есть наши интернациональные правила торговли, работы с клиентами. Мы никогда не «покупаем» решения врачей, пациентов и наших партнеров. Конечно, в книге всего не напишешь, но там содержатся наши основные «жизненные принципы».

Что делается вами для врачей в России?

Мы делаем все для того, чтобы повысить качество медицинской помощи. Это касается повышения уровня знаний врачей, улучшения обслуживания пациентов, мы проводим национальные и интернациональные конференции. Для больниц и пациентов компания жертвует препараты, материалы — все, что требуется клиникам. У нас есть программы по поддержке определенных направлений в медицине, например школ диабета, школ для врачей по лечению туберкулеза и т. д. Мы не «играем в игрушки», а оказываем реальную помощь. И если в компанию обращаются за помощью, то эта просьба обязательно рассматривается и оказывается помощь, но не частным лицам, а лечебным учреждениям напрямую. Мы никогда не давим на врачей, помогаем именно в трудные моменты, когда есть острая потребность в чем-то, приглашаем их с образовательной целью на многие международные конгрессы и конференции, проводим школы и программы обучения. Ежегодно наша фирма выделяет 2–3 млрд. долл. на научные исследования, примерно 10 млн. в день, у нас заняты 9 тыс. ученых в разработке новых препаратов.

Для полковника Элай Лилли в США все началось с мечты. Какая Ваша самая большая мечта?

Быть здоровым в старости. Если принимать во внимание мою генетическую наследственность, то это будет непросто.

Я желаю, чтобы эта мечта обязательно исполнилась! А что Вы можете пожелать нашим читателям?

Ваш журнал — это высокопрофессиональное издание, а потребность в знаниях для врачей во всем мире огромна, у вас очень важная миссия. 35 тыс. экземпляров — очень хорошая цифра для профессионального издания. Я считаю очень важным и то, что Вы не только публикуете профессиональные статьи, но и взяли на себя информационную функцию, ввели, например, такие нужные разделы, как «Новости», «Alma-Mater», «Под стекло». Я желаю Вам и Вашим читателям двигаться дальше в том же направлении, давать важную и своевременную информацию российским врачам о международных разработках. Мы обязательно будем и дальше работать с Вами, так как врачебное и фармацевтическое сообщества — это очень значимый для обеих сторон симбиоз. Врачам я, конечно, желаю, чтобы реформа здравоохранения развивалась так, как они хотят, медицинская помощь в России совершенствовалась и врачи могли успешно работать.

Спасибо за пожелание и интересное интервью.